TADBIRKOR AYOL
Women Economic Empowerment - We will change the world for better
Русский
English
О ПРОЕКТЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
ЧТО ТАКОЕ "СПРАВЕДЛИВАЯ ТОРГОВЛЯ"
ССЫЛКИ И СВЯЗИ


Краткая информация о женском предпринимательстве в Узбекистане
В начале 1990-х непосредственно после провозглашения независимости в Узбекистане начался бум предпринимательства. Многие женщины, как из городской, так и из сельской местности, начали свой собственный бизнес, занимаясь так называемой "чартерной торговлей" (импорт/экспорт в малых размерах, очень активный между Ташкентом, Пекином и Бангкоком). Многие из них смогли в дальнейшем открыть небольшие магазины и предприятия, продавая товары и оказывая различные услуги. АДЖ (Ассоциация деловых женщин), первая женская ННО в Узбекистане, сделала существенный вклад в развитие частного сектора, оказывая содействие в реализации инициатив женщин Узбекистана.

К сожалению, этот путь является очень долгим и сложным. Женщины до сих пор сталкиваются со многими препятствиями, которые служат для них помехой для получения доступа к самостоятельной занятости. С некоторыми из этих препятствий сталкиваются и мужчины, и женщины, но существуют и такие, которые распространяются только на женщин и мешают повышению их экономического статуса.

Политика солидарности, созданная системой наставничества, и деятельность, ориентированная на поддержку женщин, должны обеспечить эффективное воздействие внутри страны и способствовать повышению экономического статуса женщин в целом. Распространение положительных результатов Проекта должны улучшить знания о бизнес возможностях в Узбекистане и поощрить транснациональное бизнес-партнерство между деловыми кругами Узбекистана и Европы.

Политические препятствия в развитии предпринимательства в Узбекистане:

С 1995 по 1998 гг. Правительство решило взять под свой жесткий контроль предпринимательство для того, чтобы избежать хаотичное и нерегулируемое развитие частного сектора. Отсутствие соответствующего законодательства для эффективного регулирования развивающегося рынка привело к усилению контроля со стороны государства. Несмотря на то, что закон "О государственных гарантиях и поддержке частного предпринимательства", принятый в 1999 г., снял некоторые ограничения в сфере частного предпринимательства, независимые частные организации все еще сталкиваются со многими административными преградами. Был принят ряд постановлений и указов, которые ограничивают развитие частного предпринимательства. Например, стало очень сложно для узбекских компаний открыть счет в банке в твердой валюте и использовать иностранную валюту для международной торговли. Недостаток правовых знаний, необходимых для защиты прав малых предприятий, препятствует реализации предпринимательских инициатив и использованию потенциала, который ННО могут и должны иметь.

На сегодняшний день, женщины представлены в 20% крупных бизнес-структур в Узбекистане, но в целом они остаются в стороне от приватизации и в зависимости от региона лишь от 0 до 15% женщин имеют доступ к кредитам.

Специфические потребности и преграды для женщин:

На женщин непропорционально влияют негативные аспекты текущего социально-экономического перехода в Узбекистане: увеличивающаяся бедность, рост безработицы, сокращение финансовых возможностей для образования мальчиков и девочек, давление со стороны родителей на браки в раннем возрасте, насилие в семьях и т.д. Эти проблемы обостряются тем фактом, что многие законы в Узбекистане, направленные на защиту и пропаганду женских прав и гендерного равенства, недостаточно широко известны. А если даже они и применяются, то могут иметь противоположный эффект, как например, трехлетний декретный отпуск, принятый для снижения давления на рынке труда и защиты женских прав, создает, с другой стороны, противоречие на рынке труда, повышая затраты на женскую занятость. Несмотря на то, что законодательство Узбекистана признает равенство мужчин и женщин и запрещает гендерную дискриминацию, реальность основывается в большей степени на традициях, а не на законодательстве. Традиции, культура и религия не поощряют женщин играть активную общественную роль в обществе. Это культурное давление является сильным сдерживающим фактором в повышении статуса женщин, прежде всего, в экономическом секторе, препятствуя возможности пользоваться равными правами, обеспеченными законодательством Узбекистана.

Специфические барьеры, препятствующие полному вхождению женщин в частный сектор:

Негативное влияние переходного периода особо коснулось женщин. Одним из основных социальных последствий переходного периода явилось то, что женщины остались в стороне от новой схемы экономического развития. Из 9 миллионов занятого населения в 2000 году, женщины представляли лишь 44% активного населения (Источник: Управление статистики, Экономическая и социальная комиссия ООН по Азии и Тихоокеанским странам, ESCAP, 2000г.). Будучи более уязвимыми, женщины сталкиваются со специфическими гендерными барьерами, препятствующими эффективному повышению их статуса в обществе.

-   Культурные барьеры: Как было сказано выше, традиционное узбекское общество не поощряет активную общественную деятельность женщин. Концепция гендерного равенства мало известна и не воспринята всеми одинаково. Женское предпринимательство, прежде всего, может восприниматься как вызов мужскому доминированию. Этот барьер, хоть и неформальный, оказывает сильное воздействие на готовность женщин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, данное несоответствие в отношении мужчин и женщин также отражается в других секторах, где женщины вынуждены сталкиваться с предрассудками и проблемами при устройстве на работу.
-   Образовательные барьеры: Несмотря на то, что женщины, в основном, больше представлены в системе высшего образования, чем мужчины, не существует специальных учебных программ для адаптации женщин к новым требованиям рынка труда. В соответствии с проектом АБР RETA "Межрегиональное сотрудничество в управлении образовательными реформами" (2002 г.), женщины в Узбекистане почти совсем не обучаются на курсах управления, финансов и информационных технологий. Конкретные образовательные программы, предпочитаемые женщинами, такие как образование, здравоохранение или культура, мало связаны с существующими потребностями рынка труда и таким образом ставят женщин-специалистов в невыгодное положение. Чтобы сохранить и развивать интеллектуальный потенциал людских ресурсов, который является основным активом будущего развития страны, необходимо создать более тесную связь между образованием и обучением женщин и потребностями рынка труда.
-   Экономические барьеры: Женщины в основном заняты в менее оплачиваемых секторах экономики. Они сконцентрированы в государственных "непроизводственных" секторах, таких как здравоохранение, образование и культура, где за последние 10 лет заработная плата оказалась ниже средней заработной платы по стране. Несмотря на попытки, предпринимаемые для повышения экономического статуса женщин, большинство активного женского населения продолжает ограничиваться работой в микро и малых предприятиях и в неформальном секторе (например, пограничная торговля, субподрядная работа на дому или мелкая торговля на улицах). Очевидно, что женский предпринимательский потенциал остается неиспользованным в странах с переходной экономикой, особенно по сравнению с тенденциями, прослеживаемыми в других развитых странах. Например, в большинстве стран Западной Европы число женщин-предпринимателей за последние десять лет стремительно увеличилось, что способствовало росту ВВП и созданию новых рабочих мест.
-   Финансовые барьеры: Интеграции женщин в формальный сектор все еще препятствует ограниченный доступ к кредитам и собственности. Этот барьер, одинаково эффективный для всех предпринимателей, особенно часто стоит перед женщинами. Помимо гендерных предрассудков, ограничивающих их доступ к традиционным источникам финансирования, женщины находятся в невыгодном положении также из-за недостатка технических знаний при составлении бизнес планов и отсутствия опыта эффективного общения с бюрократией государственных служащих. С другой стороны, если даже женщины более рациональны в своем выборе бизнеса, им часто не хватает позитивных амбиций и уверенности в себе.

На сегодняшний день существует озабоченность тем, что бедность все чаще принимает "женское лицо". Трудно определить уровень безработицы среди женщин, основываясь лишь на официальных данных. Но гораздо больше проблемы безработицы женщины испытывают проблему неполной занятости. Значительная часть населения является относительно высококвалифицированной (согласно данным UNESCO уровень грамотности населения в 2000 году составил 99.6%), несмотря на это, квалифицированные женщины все больше и больше либо не полностью заняты, либо являются безработными. Среди безработных женщин 55,6% закончили учебные заведения, в то время как мужчин, имеющих образование и ищущих работу, лишь 44,4%. Согласно статистическим данным, все больше и больше высококвалифицированных женщин находятся в поиске работы, не требующей специальной квалификации, что означает потерю ценных людских ресурсов. Появляется новая категория бедных людей из числа традиционно образованного среднего класса населения. Реальное сокращение заработной платы профессиональных и квалифицированных женщин, особенно в государственном секторе, где количество женщин более чем достаточно, привело к росту числа так называемых "новых бедных" в странах СНГ. Высоко образованные и квалифицированные женщины все больше и больше идут на низкооплачиваемую и непрестижную работу для того, чтобы хоть как-то улучшить материальное благосостояние своих семей.
Женское предпринимательство
Основные цифры и индикаторы
Ссылки на другие проекты в Узбекистане
Создание частного предприятия в Узбекистане

Copyright © 2004 - 2007 Women Economic Empowerment      Powered by Visit-Uzbekistan.com

TADBIRKOR AYOL
Women Economic Empowerment - We will change the world for better
Русский
English
THE PROJECT
PROJECT'S OUTCOMES
WOMEN ENTREPRENEURSHIP
SPECIAL FOCUS ON FAIR TRADE
LINKS & CONTACTS


General overview of woman entrepreneurship in Uzbekistan
At the beginning of the 1990's immediately after proclaiming independence, Uzbekistan faced a boom in entrepreneurship. Many women, both from urban and rural areas, started their business activities doing what was called "charter trade" (micro scale import / export, very active between Tashkent, Beijing and Bangkok). Many women could then open small shops and enterprises selling goods and providing services. BWA (Business Women Association), the first Uzbek women NGO, has contributed to the development of the private sector by encouraging Uzbek women initiatives.

Unfortunately, the road is long and difficult. Women still face many constraints impeding their access to self-employment. Some of these constraints are shared by both men and women, but other, like in many developing countries concern specifically woman empowerment.

The solidarity chain established by the tutorship system and the women oriented activities should ensure a multiplier effect within the country and is expected to bring to the economic empowering of women at large. Dissemination of Project outcomes should increase the knowledge of business opportunities in Uzbekistan. And encourage trans-national business partnerships between business circles of Uzbekistan and Europe.

Political constraints for the development of entrepreneurship in Uzbekistan:

From 1995 until 1998 the Government decided to restrict and control entrepreneurship to avoid chaotic and unregulated development of the private sector. The lack of adequate legislation to regulate the emerging market efficiently, led to the reinforcement of governmental control. Although the law "On state guarantees and support of the private entrepreneurship" enacted in 1999, lifted some restrictions for private entrepreneurship, independent private businesses still face many administrative constraints. A number of resolutions and decrees have been adopted, weighting down private business development. For example, it has become very difficult for an Uzbek company to open a bank account in hard currency and use foreign currencies for international trade. The lack of legal knowledge of the organisations supposed to protect the rights of small entrepreneurs impeded the full recovery of entrepreneurship initiative as well as the expression of the propositional power that NGOs could and should have.

Today, women represent 20% of high-level business structures in Uzbekistan, but they are being left aside from the privatization movement and, depending on the region, only 0 to 15% of the women have access to credit.

Specific needs and constraints for women:

Women have been disproportionately affected by the negative aspects of the current socioeconomic transition in Uzbekistan: increasing poverty, rising unemployment, reduction of the financial ability to educate both girls and boys, greater pressure to marry at younger ages, more visible domestic violence, etc. These problems are exacerbated by the fact that many Uzbek laws designed to protect and promote women's rights and gender equity are not widely known, implemented or enforced. Or if they do, they can have the opposite effect, like for example the three-year maternity leave, adopted to relieve the pressure in the labour market and protect women's rights but that created a discrepancy in the labour market by increasing women employment costs. Although Uzbek legislation recognizes the equality of men and women and prohibits discrimination on the basis of sex, the reality relies more on traditions than on legislation. Uzbek traditional cultural and religious practices do not encourage women to have a public role in the society. This cultural pressure is a very strong deterrent to women empowerment, above all in the economic sector, preventing them from taking advantage of the equal opportunities encoded in the Uzbek law.

Specific barriers impeding women full-insertion in the private sector:

The effects of transitional economies have been particularly sensitive on women. One of the major social consequences of the economical transition was that women were left aside from the new economic development scheme. Out of an employed population of 9 million in 2000, women represented only 44% of the active population (Source: Statistics Division, United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific, ESCAP,2000). Being more vulnerable, they face specific gender sensitive barriers impeding their effective empowerment.

-   Cultural barriers: As mentioned, the traditional Uzbek society does not encourage women empowerment. The concept of gender equity is not uniformly known nor accepted. Woman entrepreneurship, above all, can be perceived as a questioning of male predominance. This barrier, though being informal, has a strong effect on women determination to undertake entrepreneurship activities. Besides, this discrepancy in the treatment of men and women is also reflected in other sectors where women have to face prejudices and employment reluctances.
-   Educational barriers: Although women are generally more present than men in the Higher Education system, their curriculum is not adapted to the new requirements of the labour market. According to the ADB RETA Project "Sub-regional cooperation in managing education reforms" (2002), Uzbek women are almost totally absent from Management, Financial and Information Technologies courses. The specific educational programs preferred by women, such as Education, Health or Culture, are not well linked to the existing demand of the labour market, and thus disadvantage female professionals. To maintain a well-developed human skills base, that is a major asset for the future development of the country; a stronger link between women's higher education preferences and labour market demands needs to be established.
-   Economical barrier: Women are mostly present in the less well-paid sectors of the economy. Their concentration in the public "non-productive" sectors of Health, Education and Culture has seen their wages fall further below the national average over the past 10 years. Despite efforts deployed towards economic empowerment of women, the majority of the active female population continues to be confined in the micro and small-scale enterprises and the informal sector (like cross-border trade, subcontracting work at home or street trading). Clearly, women's entrepreneurial potential remains untapped in transition countries, especially when compared to global trends. Like, for example in most countries of Western Europe, where the number of women entrepreneurs has rapidly increased during the last ten years, contributing to GDP growth and the creation of new jobs.
-   Financial barriers: The integration of women into the formal sector is still constrained by limited access to credit and property. This barrier, effective for many entrepreneur men and women, is even more sensitive for women. Apart from the gender prejudice limiting their access to traditional sources of funding, women are more accurately disadvantaged by their lack of; technical knowledge in the redaction of business plans, the absence of efficient high level networking (for string-pulling and guarantees). Besides, even if women are seen as more rational in their choices, they are restrained by their lack of ambitions and self-confidence.

There is, today, mounting concern that poverty is undergoing a process of feminization. It is hard to evaluate women unemployment, based only on official data. But more than unemployment, women are facing a situation of underemployment. A large part of the population is relatively highly skilled (according to the UNESCO, the literacy rate of the population in 2000 was 99.6%), nevertheless, skilled women are more and more underemployed if not unemployed. Among unemployed women, 55,6% are graduated, whereas graduated men are only 44,4% to seek employment. But it has been reported that more and more professional and skilled women are looking for unskilled labour which implies wasting of valuable human resources. A new category of poor people is emerging from the traditional educated middle class. The real decline of the wages paid to professional and skilled women, particularly in the public sector, where women are over-represented, has led to the growth of what is usually termed in CIS countries, as the "new poor". Highly trained professional women are, more and more, seeking badly paid and non-prestigious work to improve their families' material well-being.
Women Entrepreneurship
Key figures and indicators
Links to other projects in Uzbekistan
Enterprise creation in Uzbekistan

Copyright © 2004 - 2007 Women Economic Empowerment      Powered by Visit-Uzbekistan.com